Главная | Контакты
Украинская литература : Библиотека : Биографии : Критика : Энциклопедия : Народное творчество  |
Учебные материалы : Рефераты : Сочинения : Сочинения по украинскому языку : Краткие содержания : Шпаргалка : Статьи  |
Сочинения по русской литературе > Т > Тютчев Фёдор > Вершина "чистой поэзии" (по стихам Ф.И. Тютчева) — электронный текст

Вершина "чистой поэзии" (по стихам Ф.И. Тютчева)

Сочинение

С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:



Люблю грозу в начале мая,



Когда весенний первый гром,



Как бы резвяся и играя,



Грохочет в небе голубом.



В России все — от мала до велика — знают это стихотворение. Строки стихотворения "Весенняя гроза", его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, прокатившейся над полем, лесом, садом, над зелеными просторами в России.



Стихотворение "Весенняя гроза" по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.



Необычной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом "для немногих". Когда-то И. С. Тургенев утверждал: "О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". А Фет назвал Тютчева "одним из величайших лириков, существовавших на земле".



Тютчева принято называть певцом природы. Автор "Весенней грозы" и "Весенних вод" был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования.



Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа — такое же одушевленное, "разумное" существо, что и человек:



В ней есть душа, в ней есть свобода,



В ней есть любовь, в ней есть язык...



Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.



К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:



Я встретил вас — и все былое



В отжившем сердце ожило;



Я вспомнил время золотое —



И сердцу стало так тепло...



Это одно из моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. Денисьевой. Именно с этой "последней любовью" связаны многие шедевры тютчевской лирики:



О, как убийственно мы любим,



Как в буйной слепоте страстей



Мы то всего вернее губим,



Что сердцу нашему милей!



Давно ль, гордясь своей победой,



Ты говорил: она моя...



Год не прошел — спроси и сведай,



Что уцелело от нея?



Или другие пронзительные строки:



Чему молилась ты с любовью,



Что, как святыню, берегла,



Судьба людскому суесловью



На поруганье предала.



Эти и другие стихотворения ("Не говори: меня он, как и прежде, любит...", "... Весь день она лежала в забытьи..."), взятые вместе, образуют так называемый "денисьевский цикл", по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике.



Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого.



Тютчев писал о природе, писал о любви. Это давало, казалось бы, основание относить его к жрецам "чистой поэзии". Но великий критик Н. А. Добролюбов находил, что поэту доступны "и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни". К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение "Русской женщине", рисующее беспросветную женскую долю в старой России:



Вдали от солнца и природы,



Вдали от света и искусства,



Вдали от жизни и любви



Мелькнут твои младые годы,



Живые помертвеют чувства,



Мечты развеются твои...



И жизнь твоя пройдет незрима,



В краю безлюдном, безымянном,



На незамеченной земле, —



Как исчезает облик дыма



На небе тусклом и туманном,



В осенней беспредельной мгле...



В другом стихотворении — "Эти бедные селенья..." — несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственные поэту гуманизм, гражданский пафос и чувство Родины:



Эти бедные селенья,



Эта скудная природа —



Край родной долготерпенья,



Край ты русского народа.



Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего "сей мир в его минуты роковые", в эпоху "старых поколений", вынужденных уступить дорогу "новому, младому племени". И в то же время он сам — детище нового века — несет в своей душе "страшное раздвоение". Как ни горько ему плестись "с изнемождением в кости, навстречу солнцу и движенью", он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а страшное влечение к настоящему.



Не о былом вздыхают розы



И соловей в ночи поет;



Благоухающие слезы



Не о былом Аврора льет, —



И страх кончины неизбежной



Не свеет с древа ни листа:



Их жизнь, как океан безбрежный,



Вся в настоящем разлита.



Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в "настоящем" было до конца дней присуще поэту.



Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт "не писал, а лишь записывал свои стихи", что как бы невольно сорвались с его пера, он не раз возвращался к записанному, подвергал стихи творческой переработке, добиваясь предельной ясности и точности образа.



В своем знаменитом стихотворении "Silentium! (Молчание!)" поэт признавался:



Как сердцу высказать себя?



Другому как понять тебя?



Поймет ли он, чем ты живешь?



Мысль изреченная есть ложь.



Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй "таинственно-волшебных дум", они, вопреки его собственному сомнению, всегда находят путь к сердцу другого.





bigmir)net TOP 100   
Страница сгенерирована за 0.0279 сек.