Главная | Контакты
Украинская литература : Библиотека : Биографии : Критика : Энциклопедия : Народное творчество  |
Учебные материалы : Рефераты : Сочинения : Сочинения по украинскому языку : Краткие содержания : Шпаргалка : Статьи  |
Сочинения по русской литературе > Н > Некрасов Николай > "Люди холопского звания" в поэме "Кому на Руси жить хорошо" — электронный текст

"Люди холопского звания" в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Сочинение

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.



У князя Переметъева

Я был любимый раб,

Жена — раба любимая...



Он молится:



Оставь мне, Господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!



Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:



Бът Клим мужик: и пьяниц,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!



Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:



Аи служба-должность подлая!..

Гнусь человек! — Не бить его,

Так уж кого и бить?



Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли:



Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.



Грех предательский — самый тяжелый грех:



Все прощает Бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик!

Ты грешнее всех,

А за то тебе вечно маяться!



Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:



Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...



Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей — "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.





bigmir)net TOP 100   
Страница сгенерирована за 0.06488 сек.