Главная | Контакты
Украинская литература : Библиотека : Биографии : Критика : Энциклопедия : Народное творчество  |
Учебные материалы : Рефераты : Сочинения : Сочинения по украинскому языку : Краткие содержания : Шпаргалка : Статьи  |
Сочинения по русской литературе > Ц > Цветаева Марина > Поэзия и судьба Марины Цветаевой — электронный текст

Поэзия и судьба Марины Цветаевой

Сочинение



... Моим стихам, как драгоценным винам



Настанет свой черед.



М. Цветаева



Марина Цветаева — поэт огромного таланта и трагической судьбы; Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы которая ни разу "добру и красоте не изменила".



Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки о любви:



Нас разлучили не люди, а тени,



Мальчик мой, сердце мое!..



Не было, нет и не будет замены,



Мальчик мой, сердце мое!



О ее первой книге "Вечерний альбом" признанный мэтр русской поэзии М. Волошин писал: "Вечерний альбом" — это прекрасная и непосредственная книга..." Лирика Цветаевой обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и, в конце концов, на самой жизни во всей ее полноте:



Кто создан из камня, кто создан из глины, —



А я серебрюсь и сверкаю!



Мне дело — измена, мне имя — Марина,



Я — бренная пена морская.



В стихах Цветаевой, как цветные тени в волшебном фонаре, возникают: Дон-Жуан в московской вьюге, юные генералы 1812 года, "продолговатый и твердый овал" бабушки-польки, "бешеный атаман" Степан Разин, страстная Кармен.



Больше всего, наверное, меня привлекает в поэзии Цветаевой ее раскрепощенность, искренность. Она как будто протягивает нам сердце на ладони, признаваясь:



Всей бессонницей я тебя люблю,



Всей бессонницей я тебе внемлю...



Иногда кажется, вся лирика Цветаевой — это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути.



Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда.



Результат — сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.



До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой голос среди пестрого многоголосия литературных школ и течений "серебряного века". Ее перу принадлежат оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которых стоят рядом с вершинами русской поэзии.



Я знаю правду! Все прежние правды — прочь. Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите уж скоро ночь. О чем — поэты, любовники, полководцы?



Уж ветер стелется



Уже земля в росе,



Уж скоро звездная в небе застанет вьюга,



И под землею скоро уснем мы все,



Кто на земле не давали уснуть друг другу...



Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Ее стихи и поэмы нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Сама она так определила "сотворчество" писателя и читателя: "Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов... Чтение — прежде всего — сотворчество... Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая".



Цветаева видела Блока лишь издали, не перемолвилась с ним ни единым словом. Цветаевский цикл "Стихи к Блоку" — это монолог влюбленности, нежный и трепетный. И хотя поэтесса обращается к нему на "ты", но эпитеты, которые присваиваются поэту ("нежный призрак", "рыцарь без укоризны", "снежный лебедь", "праведник", "свете тихий") говорят, что Блок для нее — это не реально существующий человек, а символический образ самой Поэзии:



Имя твое — птица в руке,



Имя твое — льдинка на языке,



Одно-единственное движенье губ.



Имя твое — пять букв.



Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна:



Но моя река — да с твоей рекой,



Но моя рука — да с твоей рукой



Не сойдутся. Радость моя, доколь



Не догонит заря — зари.



С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: "Равенство дара души и глагола — вот поэт". В ней самой счастливо сочетались эти два качества — дар души ("Душа родилась крылатой") и дар слова.



Я счастлива жить образцово и просто:



Как солнце — как маятник — как календарь.



Быть светской пустынницей стройного роста,



Премудрой — как всякая Божия тварь.



Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!



Входить без докладу, как луч и как взгляд.



Жить так. как пишу: образцово и сжато, —



Как Бог повелел и друзья не велят.



Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает:



Что же мне делать, ребром и промыслом



Певчей! — как провод! загар! Сибирь!



По наважденьям своим — как по мосту!



С их невесомостью



В мире гирь.



Никогда, — ни в страшные послереволюционные годы, ни потом в эмиграции, — Цветаева не предала себя, не изменила себе, человеку и поэту. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана — Россия. Не забыть, не выбросить из сердца. ("Точно жизнь мою убили... истекает жизнь".)



В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала — еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть.



В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года — петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия.



Вскрыла жилы: неостановимо,



Невосстановимо хлещет жизнь.



Подставляйте миски и тарелки!



Всякая тарелка будет — мелкой,



Миска — плоской.



Через край — и мимо —



В землю черную, питать тростник.



Невозвратимо, неостановимо,



Невосстановимо хлещет стих



О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь:



Ятаган? Огонь?



Поскромнее, — куда так громко!



Боль, знакомая, как глазам — ладонь,



Как губам —



Имя собственного ребенка.



В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию.



Птица-Феникс я, только в огне пою!



Поддержите высокую жизнь мою!



Высоко горю — и горю дотла!



И да будет вам ночь — светла!



Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.



bigmir)net TOP 100   
Страница сгенерирована за 0.000725 сек.