| 
 
 Я на этой земле останусь... 
  А. Галич
  
  В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза "Генеральная репетиция", а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые "Облака", "Когда я вернусь" и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека. Значит, его эстетические взгляды созвучны всем добрым и справедливым людям России.
  Книгу "Возвращение" открывает стихотворение "Песня об Отчем Доме ": 
  
  Ты часто мне снишься, мой Отчий Дом, 
  Золотой мой недолгий век, 
  Но все то, что случится со мной потом, 
  Все отсюда берет разбег. 
  
  Я знаю судьбу А. Галича, и для меня "Отчий Дом" — это образ родины, неподвластный влияниям темных сил. Но эти силы могут повлиять на судьбу "жильцов" этого Дома:
  
  Как ни странно мне было, мой Отчий Дом,
  Когда некто с пустым лицом 
  Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том
  Я не сыном был, а жильцом.
  
  Автор, пользуясь развернутой метафорой, в четырех строках передает ощущение любящего свою родину человека, испытавшего несправедливость власти. Но лирический герой Галича ни в чем не винит Отчий Дом. Он верит в его святость. Он готов разделить с ним любую беду и прийти, если понадобится, вызволять его из огня. Вся поэзия Галича светится благородством отношения к вечным человеческим ценностям.
  Особенно хочу отметить песни-реквиемы памяти А. Ахматовой, О. Мандельштама и Б. Пастернака. В них с особой силой звучит голос Галича-гражданина. Он тонко чувствует трагедию этих людей, потому что они тоже пережили (каждый по-своему) разлуку с Отчим Домом.
  Трагедию Анны Ахматовой автор передает через образ девочки, которая вырастает и мужает для любви и счастья и гордой походкой идет сквозь жизненные испытания:
  
  На праздник и на плаху 
  Идет она, как ты! 
  По Пряжке, через Прагу — 
  Искать свои "Кресты"!
  
  Автор заканчивает реквием возвращением героини домой, где она никому не жалуется на свою судьбу: "И никому ни слова — где была..." А последние слова героини прямо обращены к Анне Ахматовой:
  
  Но с мокрых пальцев облизнет чернила 
  И скажет, притулившись в уголке:
  "Прости, но мне бумаги не хватило, 
  Я на твоем пишу черновике..."
  
  Мне даже кажется, что автор не столько стремится этой метафорой передать трагедию большого поэта, сколько утвердить непобедимость своих идеалов, неподвластных темным силам.
  В другой песне-реквиеме памяти О. Мандельштама автор использовал стихи самого Мандельштама, как бы предсказавшего свою суровую судьбу. У Мандельштама есть такие строки:
  
  И только и света,
  Что в звездной колючей неправде.
  А жизнь промелькнет
  Театрального капора пеной.
  И некому молвить
  Из табора улицы темной...
  
  Мандельштама и Галича роднит страстная любовь к музыке, поэтому, мне кажется, автор очень удачно и наверняка не случайно начал реквием с музыкального образа:
  
  Всю ночь за стеной ворковала гитара. 
  Сосед-прощелыга крутил юбилей. 
  И два понятых, словно два санитара, 
  Зевая, томились у черных дверей.
  
  Автор мастерски переплетает три сюжетных линии: первая — идет обыск в квартире Мандельштама; вторая — жизнь соседа-обывателя, справляющего свой юбилей, а за стеной во время обыска раздается музыка радиолы и блатарь-одессит распевает "Рамону"; третья — строки из приведенного стихотворения Мандельштама, вкрапленные в текст реквиема.
   
 
   |