| 
 
 Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно.
  Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
  
  У князя Переметъева
   Я был любимый раб, 
  Жена — раба любимая... 
  
  Он молится:
  
  Оставь мне, Господи,
   Болезнь мою почетную, 
  По ней я дворянин!
  
  Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: 
  
  Бът Клим мужик: и пьяниц,
   И на руку нечист.
  Работать не работает,
   С цыганами вожжается, 
  Бродяга, коновал!
  
  Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
  
  Аи служба-должность подлая!.. 
  Гнусь человек! — Не бить его,
   Так уж кого и бить?
  
  Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли:
  
  Велик дворянский грех!
  Велик, а все не быть ему 
  Против греха крестьянского.
  
   Грех предательский — самый тяжелый грех:
  
   Все прощает Бог, 
  А Иудин грех не прощается.
   Ой мужик! Мужик!
   Ты грешнее всех,
   А за то тебе вечно маяться!
  
  Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
  
  Добра ты, царска грамота,
   Да не про нас ты писана...
  
  Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей — "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.
  
 
   |