| 
 
 В большую литературу Сергей Есенин пришел как поэт деревни. В 1915 году вместе с поэтом Городецким и прозаиком Ремизовым Есенин организовал литературную группу "Краса", члены которой ставили перед собой задачу возрождения национальной старины, прославления мира деревни.
  Здесь же Есенин знакомится с Н. Клюевым, который чуть раньше заявил о себе как о "крестьянском поэте". В 1916 году выходит первый поэтический сборник Сергея Есенина "Радуница", центральным образом которого является крестьянская Россия.
  Сергей Есенин родился в деревне и его первыми произведениями были частушки для деревенских девушек. "Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали колыбелью его поэзии.
  Здесь он начал учиться, мыслить и читать "по Библии ветров", здесь он навсегда подружился с русским густым лесом, широким полем, прозрачной речкой, "с зеленокосой, в юбчонке белой" березой и старым кленом "на одной ноге". Мир народных образов окружал поэта с первых дней его жизни:
  
  Родился я с песнями в травном одеяле. 
  Зори меня вешние в радугу свивали.
  
  Ранняя лирика Есенина насыщена религиозной символикой, но эти символы наполнены не мистико-философским, а художественным содержанием, они служат средством лирического самовыражения. Поэтика ранних стихотворений строится на соединении пейзажных картин, реалий сельского мира и религиозных образов. В мистические символы поэт вводит реалии сельского мира:
  
  Тучи с ожереба 
  Ржут, как сто кобыл. 
  Плещет надо мною 
  Пламя красных крыл.
  
  В этом соединении — духовная модель крестьянской культуры. Русское слово "крестьяне" происходит от "христиане", словно актуализируя образ креста.
  В образной системе ранней лирики С. Есенина часто встречается образ-символ дерева:
  
  Я хотел бы стоять, как дерево, 
  При дороге на одной ноге. 
  Я хотел бы под конские храпы 
  Обниматься с соседним кустом...
  
  Или:
  
  Хорошо бы, как ветками ива, 
  Опрокинуться в розовость вод...
  
  И это не случайно, так как дерево издавна являлось для славян одним из центральных понятий их поэтических воззрений. Сам Есенин в статье "Ключи Марии" писал: "Все от дерева — вот религия мысли нашего народа... все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца... носят не простой характер узорочья, это великая знатная эпопея исходу мира и назначенью человека".
  Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к. природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Сергея Есенина. Образ России для поэта не отделим от народной стихии. "Воспрянувшая Русь" — это Русь деревенская, где атрибутами жизни выступают "краюха хлеба", "пастушеский рожок", В поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней и радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", "зори меня вешние В радугу свивали".
  Природные явления в стихотворениях поэта часто предстают в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень он сравнивает с "рыжей кобылой", которая "чешет гриву", месяц — с серпом; описывая свет солнца, говорит: "льется солнечное масло на зеленые холмы". В языческих образах
  
  Отелившееся небо
  Лижет красного телка —
  
  метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом.
  Мир Есенина — это деревня, человеческое призвание — крестьянский труд. Главные понятия крестьянина — мать-земля, корова, урожай. Будучи сыном своего отечества, простого народа, поэт выписывает образы дорогих его сердцу крестьян. Здесь и крестьяне, у которых "заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы". Здесь и "старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток".
  Здесь и старушка-мать, у которой сын воюет в далеком краю, и сиротливые избы деревень, и песчаная дорога, по которой идут люди, закованные в кандалы. Все подмечал зоркий взгляд С. Есенина.
  Поэт видел и знал, что жизнь крестьян часто неустроенна, что их судьба очень тяжела, и эта боль, эта печаль, эта скорбь истинно русского человека выразились в его стихотворениях:
  
  Народ стонал. И в эту жуть 
  Страна ждала кого-нибудь...
  
  Емкий образный мир деревни предстает в стихотворении "Русь":
  
  Потонула деревня в ухабинах, 
  Заслонили избенки леса. 
  Только видно, на кочках и впадинах. 
  Как синеют кругом небеса.
  
  Здесь встречаются и картины сельского быта, и образы русской природы, и религиозная символика. Они соединяются характерными есенинскими интонациями и лексикой сентиментально-народного стиля: "избенки", "застрехи", "глазки", "огоньки", "заморозь".
  О материнской и сыновней любви в русской литературе написано много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина "Письмо к матери" по праву занимает одно из первых мест.
  С образом русской деревни у поэта связывается и образ матери. Именно через него раскрываются такие важные темы, как верность своей земле, культурным корням, своей душе.
  Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской землей, усиливал его любовь к родному краю. В стихотворении "Письмо к матери" образ лирического героя раскрывается по аналогии с образом "блудного сына", погибающего на чужбине, прожигающего свою жизнь.
  Гармоничный мир дома, природы, любви матери становится для Есенина символом душевной гармонии в целом:
  
  Я по-прежнему такой же нежный 
  И мечтаю только лишь о том, 
  Чтоб скорее от тоски мятежной 
  Воротиться в низенький наш дом.
  
  "О Русь, взмахни крылами!" — приветствовал поэт воспрянувшую родину в 1917 году. Однако воспевая справедливую, разрушающую старые устои силу революции, Есенин колебался в оценке нового, советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, и ее "печальный" образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
  
  Спит ковыль. Равнина дорогая, 
  И свинцовой свежести полынь. 
  Никакая родина другая 
  Не вольет мне в грудь мою теплынь... 
  И теперь, когда вот новым светом 
  И моей коснулась жизнь судьбы, 
  Все равно остался я поэтом 
  Золотой бревенчатой избы.
  
  Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. И поэт тяжело переживал крах собственных иллюзий. Происходящие перемены оказались чуждыми душе поэта, и потому он с грустью и обреченностью называет себя "последним поэтом деревни". Индустриализация страны обезличивает милый сердцу Есенина крестьянский мир, умерщвляет его душу:
  
  На тропу голубого поля 
  Скоро выйдет железный гость.
  Злак овсяный, зарею пролитый, 
  Соберет его черная горсть.
  
  И вместе с деревней гибнет и рвется сердце поэта, который чувствует свой близкий конец:
  
  Скоро, скоро часы деревянные 
  Прохрипят мой двенадцатый час!
  
  Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, Есенин на протяжении всего творчества одно из центральных мест отводил природе.
  Созданные им поэтические образы концентрируются и приобретают художественную насыщенность, чувствуется, что поэт сознательно стремился к их выразительности, философской значимости ("Отговорила роща золотая..."), красочности, яркости.
  Всероссийская слава пришла к Есенину как к поэту народному, происходившему из социальных низов. До него тема русской деревни раскрывалась словно снизу вверх. В его поэзии народный мир выявлялся непосредственно, поэтому она связывается с новым этапом в русской литературе, когда народная творческая стихия получила своего собственного выразителя. И этой поэзии суждено жить вечно. Ведь стихотворения Сергея Есенина полны невероятной сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых он умел передать так эмоционально и так звонко.
 
   |