Главная | Контакты
Украинская литература : Библиотека : Биографии : Критика : Энциклопедия : Народное творчество  |
Учебные материалы : Рефераты : Сочинения : Сочинения по украинскому языку : Краткие содержания : Шпаргалка : Статьи  |
Сочинения по русской литературе > Е > Есенин Сергей > "О Русь, взмахни крылами!.." (по лирике С. Есенина) — электронный текст

"О Русь, взмахни крылами!.." (по лирике С. Есенина)

Сочинение

Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.



Поэтический мир раннего Есенина (1910—1913) явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период ("Береза". "Ночь", "Звезды", "Весенний сад"), свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.



Безусловно, главная тема поэзии Есенина — тема родины. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — писал поэт.



Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина — это прекрасная "голубая" Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: "Люблю до радости и боли...".



Родина — это нищая, многострадальная Россия, заброшенный край, "пустырь".



Родина — это и смиренная крестьянская страна, где "мирные пахари" и "добрые молодцы" готовы к любым испытаниям "без печали, без жалоб и слез".



Родина — это Русь молитвенная, "покойный уголок", где благодатный райский дух, где "хаты — в ризах образа", "по церквям твой кроткий спас", где березы — "большие свечки", ели — "монашки", а ветер — "схимник". Лирический герой — богомолец, пастух ("Я пастух, мои палаты...") или "странник убогий", славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.



Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года "Гой ты, Русь, моя родная..." Есенин утверждает:



Если крикнет рать святая:



"Кинь ты Русь, живи в раю!"



Я скажу: "Не надо рая,



Дайте родину мою!"



Но и спустя десять лет в "Руси советской" он стоит на своем:



Я буду воспевать



Всем существом в поэте



Шестую часть земли



С названьем кратким "Русь".



Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится заразить читателя своим ощущением полноты и красот жизни. Кровная связь с землей, породившей поэта, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — "изумительными в своей красоте". Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение "В хате"). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:



Край любимый! Сердцу снятся



Скирды солнца в водах лонных,



Я хотел бы затеряться



В зеленях твоих стозвонных.



Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта. Ключевые образы — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов "на туманном берегу":



Молочный дым качает ветром села,



Но ветра нет, есть только легкий звон.



И дремлет Русь в тоске своей веселой,



Вцепивши руки в желтый крутосклон.



Но отчего тогда в самых его радостных стихах где-то глубоко таится боль? Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с "Россией — тайной", "светлой женой" — другая — "гугнивая матушка Русь", гулящая, нищая и бесприютная:



Сторона ль моя, сторонка,



Горевая полоса.



Только лес, да посолонка,



Да заречная коса...



Несмотря на то, что за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью в поэзии Есенина всегда ощущается что-то печальное, все же через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: "Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую" и "... не любить тебя, не верить — я научиться не могу".



Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее неповторимость жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.





bigmir)net TOP 100   
Страница сгенерирована за 0.032115 сек.