| 
 
 
  Некрасов писал поэму "Кому на Руси жить хорошо" в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально "по словечку". Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось. В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним. Прежде чем рассказать о "людях холопского звания", изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами по убеждению.
  Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
  
  У князя Переметъева
  Я был любимый раб,
  Жена-раба любимая... Он молится:
  Оставь мне, Господи,
  Болезнь мою почетную,
  По ней я дворянин!
  
  Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
  
  Был Клим мужик: и пьяница,
   И на руку нечист. 
  Работать не работает,
   С цыганами вожжается,
   Бродяга, коновал!
  
  Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:
  
  Аи служба — должность подлая!.. 
  Гнусь человек! — Не бить его, 
  Так уж кого и бить?
  
  Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках": 
  
  Велик дворянский грех! 
  Велик, а все не быть ему 
  Против греха крестьянского. 
  Грех предателя — самый тяжелый:
   Все прощает Бог,
   А Иудин грех не прощается. 
  Ой мужик! Мужик!
   Ты грешнее всех, 
  А за что тебе вечно маятся!
  
  Показав в своей поэме немало "людей холопского звания" среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему бесправными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться... Недаром они говорят о реформе:
  
  Добра ты, царска грамота,
   Да не про нас ты писана...
  
  Некрасову же видится такое счастье для русского народа: 
  
  Не надо мне ни серебра,
  Ни золота, а дай Господь,
  Чтоб землякам моим
  И каждому крестьянину
  Жилось вольготно, весело
  На всей святой Руси!
  
  На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:
  
  Рать поднимается
  Неисчислимая,
  Сила в ней скажется
  Несокрушимая.
  
  
   
 
   |